неділю, 27 липня 2014 р.

Сумчани про рідне місто: згадує Кривопишина Луїза Пилипівна

Кривопишина Луиза Филипповна -
сумчанка, учительница истории, ветеран труда
делится своими воспоминаниями о нашем городе

Что меня поразило в городе Сумы?

Где-то в 50-х годах прошлого столетия сумской парк с прудами и плавающими лебедями, аллея лип на бывшей улице Ленина - Липки, ясени над Пслом у домика Чехова, сумские церкви и Кафедральный собор, фонтаны - Садко и музыкальный у ресторана «Кристалл». Продолжает восхищать панорама города со стороны площади Независимости с видом на Троицкий собор, детский парк «Сказка».




В культурной жизни города, после войны, когда художественный музей находился еще на втором этаже нынешней филармонии, меня поразила выставка рисунков Нади Рушевой - художницы очень юной, скончавшейся  внезапно от кровоизлияния; очень поразили пейзажи Куинджи, его «алые закаты».



В послеперестроечный период запомнился фестиваль органной музыки, особенно впечатлила игра французского органиста Эрика Лебрена.



Я помню запущенный сад за зданием филармонии в середине XX-го столетия. Была приятно поражена, когда увидела, как он был облагорожен после возведения комплекса Банковской академии в начале XXI столетия. И подумала, что есть еще достойные продолжатели Харитоненко на Сумщине.

 Скульптуры, украшающие скверы и улицы, парки родного города - это благодарная забота о сохранении истории родного края, это выражение наших патриотических чувств.


Очень удивил и поразил Лушпа Михаил Афанасьевич - самый лучший и настоящий руководитель Сум, человек государственно мыслящий, образованный, с хорошим вкусом, любящий родной город и сумчан.

В памяти осталось несколько встреч с Михаилом Афанасьевичем, которые были на протяжении моей жизни. Эти встречи свидетельствуют, что Лушпа М.А. не был безразличным к судьбам простых людей. Его характеру была присуща исключительная отзывчивость.

После окончания Сумского пединститута я преподавала историю в Сосновской средней школе Конотопского района. Во время летних каникул в 1959 году я повела группу старшеклассников в поход по партизанским местам через хутор Вовчик, Новомутин, перейдя в брод Сейм, далее - Мутин, Литвиновичи. На третий день нашего похода мы добрались до Спадщанского леса. Там как раз велось сооружение мемориального комплекса партизанской славы. По делам строительства приехал Михаил Афанасьевич. Увидев изрядно подуставших туристов, он распорядился, чтобы нас подвезли с рабочими-строителями до Путивля и поселил нас в местной гостинице.


Кривопишина Луиза Филипповна,
50-е годы ХХ в.
Второй раз судьба свела меня с Лушпой М.А. где-то в 1961 году. Он занимал тогда пост первого секретаря горкома партии в Конотопе. Я продолжала учительствовать в Сосновке, вышла замуж. Муж еще учился в Харьковском институте железнодорожного транспорта. У меня в июне родилась дочь. В Конотопе жила одинокая, больная мать. Я пошла к Михаилу Афанасьевичу на прием по поводу перевода меня в Конотопскую школу. Вакантного места в школах города не было. Но благодаря живому соучастию мне дали место в только что построенном деткомбинате завода «Красный металлист» «Ивушка».

Спадщанский лес, Музей партизанской славы, 1958 р.
Луиза Филипповна вторая справа в верхнем ряду с учениками Сосновской школы

Потом мой жизненный путь пересекся с Михаилом Афанасьевичем вновь где-то в 90-х годах в Сумах. Он получил квартиру в одном подъезде с моей тётей. Михаил Афанасьевич запомнился мне как интересный собеседник, внимательный сосед. Несмотря на свою занятость, пришел проститься с моим дядей Тараленко Афанасием Ивановичем в день похорон, принес гвоздики.


И, наконец, последняя встреча. Тогда я была уже на пенсии, Михаил Афанасьевич - тоже пенсионер, жена его умерла, и он зашел на рынок купить творог. По случайности там оказалась и я. Вижу, он собирается покупать кислый-прекислый творог. Я, взглянув и узнав его, говорю: «Михаил Афанасьевич, Вы этот творог не покупайте, купите рядом - он вкуснее!». А женщина, которая продавала творог, с обидой мне: «Женщина, что вы отбиваете у меня покупателя!». Я ей в ответ: «А вы знаете, кому вы хотели продать свой творог?». Она: «Нет,  не знаю…». Я ей: «Лушпе Михаилу Афанасьевичу!». Она: «Так чего же вы сразу не сказали?». А Лушпа с улыбкой: «Тому Лушпе, что Сумы из деревни в город превратил?». Когда он умер (23 мая 2007 г.), я написала стихотворение, посвященное его памяти, где звучат слова, сказанные им в этот день на рынке:

 «Ушел из жизни Лушпа Михаил -
Тот Лушпа, что потомкам Сумы
Из деревни в город превратил.
Он не щадил себя и сердце отдавал,
Чтобы любимый город расцветал…»


Заключительные две строки я написала уже в 2013 году, где, справедливо выражая мысли всех сумчан, отметила:

«К Сумам его любовь потомки чтили.
Воздвигли памятник, вновь розы посадили».

Гуляя с восьмилетним внуком в парке «Сказка», я подвела его к скульптуре и сказала: «Даня, вот этот дедушка сидит и смотрит на панораму города, для которого он сделал много добрых дел. Он любуется своими Сумами. А «Сказка» - это его подарок детям города».


Кривопишина Луиза Филипповна

Литературная обработка текста: Хомайко И.А.

1 коментар:

  1. Спасибо Вам, Луиза Филипповна! Спасибо за воспоминания Ваши, спасибо за творчество!

    ВідповістиВидалити